Юристы Домодедово о страховых спорах, финансовом омбудсмене и разъяснениях Верховного Суда

30.04.2020 Выкл. Автор Вячеслав Сакмаров

Юристы Домодедово о страховых спорах и финансовой омбудсмене ранее писали см. http://advokatydomodedovo.ru/?p=933http://advokatydomodedovo.ru/?p=2018. Вернемся к этой теме.  Кто не разу не сталкивался со страховыми фирмами? Не удимся, что таковые еще имеются. Однако, уверены, что  тех, кто вообще не слышал о наличии страховок, ОСАГО КАСКО и т.д.  не имеется.  Страхование все больше и больше входит в нашу повседневную жизнь, в некоторых случаях, даже становясь обязательным (пресловутое ОСАГО).  В некоторых- еще добровольным, т.е. когда договор страхования ответственности заключается полюбовно (например-договор страхования жизни и здоровья, хотя.. последние тоже становятся обязательными ввиду требований банков при заключении кредитных договоров займа).

Когда человек страхует свою либо иную ответственность, он обязан платить, так называемую страховую премию. Эта премия предназначена не тому, кто страхуется, будем говорить  тут о простом гражданине, а страховщику, т.е. страховой фирме. Иначе говоря-премию получает страховая фирма, а теряет гражданин. Как правило, без оплаты страховой премии договор страхования не существует.

А что представляет собой договор страхования? Это когда  между гражданином и страховой фирмой заключается соглашение по которому последняя берет на себя обязательства в случае наступления оговоренного страхового случая (это может быть болезнь, смерть, неурожай, цунами, авария и т.д.) возместить гражданину ущерб или выплатить гражданину оговоренный денежный размер.

Деньги (страховые премии) страховые фирмы, впрочем как и все, брать любят, а вот возвращать деньги, даже если имеются основания не торопятся, зачастую всячески стараясь избежать оплаты застрахованным при наступлении страховых случаев.  К слову, наши люди тоже не такие уж и пушистые, многие желают обогатиться за счет страховых фирм и искусственно создают страховые случаи, чтобы получить деньги ( по простому-мошенники).

Поскольку страховщики не охотно расстаются добровольно  деньгами приходится обращаться в суд, чтобы понудить их. Юристам Домодедово тоже пришлось не раз повоевать против страховщиков.  Суды одно время взвыли от вала исков к страховщикам, последние еще стали обвинять всех и вся, говоря, что они на ладан дышат из мошенников, в итоге -на просьбы судов законодатель откликнулся (а если быть объективным- суды пролоббировали) и были приняты  изменения в законодательство об обязательном претензионном порядке. Что это такое? Это значит, что прежде чем подать в суд, гражданин должен был прийти к страховщику и попросить денег. Однако, это не привело к уменьшению исков (ну попробуйте попросить меда у пчел?). Люди просят страховые заплатить им, последние-  либо игнорируют, либо посылают на 3 буквы (конечно в суд), либо выплачивают копейки.  Все это повлекло даже увеличение обращений в суд.

И тут, у кого того (история умалчивает его имя и регалии)  возникла идея!! Точнее не возникла, просто ее скопировали с проклятого, загнивающего Запада (интересно, у нас ругают Запад, а все равно берут с него пример). Идея заключается в введении института так называемого финансово омбудсмена или уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, который имеет квазивластные полномочия и может своим решением обязывать страховые возмещать ущерб, либо признавать деятельность последних по не выплате законной.

Сказано-сделано, приняли закон, правда его применение сделали поступательным, наверное  чтобы не пугать иностранным словом -омбудсмен. Закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» окончательно вступит в полном объеме  в силу с  1 января 2021 г. С этого времени он будет распространятся на кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организаций и  негосударственные пенсионные фонды. В отношении других субъектов данный закон уже действует.

Поскольку закон действует, применяется, возникают вопросы, которые требуют ответов. Именно поэтому, 18.03.2020 Президиум  Верховного суда утвердил разъяснения по вопросам, возникающим при применении закона о финансовом омбудсмена. Домодедовские юристы и адвокаты представляют обзор данных разъяснений.

Обзор небольшой, несмотря на то, что на 11 листах, в нем даются ответы всего на 5 вопросов.

В частности, какие правоотношения регулируются ФЗ Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг и в каких случаях досудебный порядок разрешения спора является обязательным?

В ответе на этот вопрос высший суд поясняет, что финансовый уполномоченный может рассматривать  заявления граждан к страховщикам, в случае, когда сумма требований не превышает 500 тысяч рублей. Однако, на требования по ОСАГО ограничения размера суммы не распространяется. Также, к сфере деятельности уполномоченного относятся вопросы  об  оплате страховщиком восстановительного ремонта поврежденного имущества, например в результате ДТП –автотранспортного средства, по договорам ОСАГО, ДСАГО и КАСКО. При этом, отмечается, что полномочия омбудсмена ограничены сроками с какого заявитель узнал о имевшем месте страховом случае. Этот срок ограничен тремя годами. Споры потребителей с профобъединениями страховщиков (например с Российским союзом автостраховщиков)  не относятся к компетенции фин.управляющего.

Тем, кто желает узнать, на какие еще вопросы были поучены  ответы, Юристы Домодедово предоставляют такую возможность. С ними можно ознакомится по ссылке.  разъяснения-ВС-финансовый-омбудсмент

См. http://www.supcourt.ru/documents/thematics/28812/