Адвокаты Домодедово о правах авиапассажиров и ответственности авиаперевозчика за нарушение данных прав

25.01.2020 Выкл. Автор Вячеслав Сакмаров

Адвокаты Домодедово о правах авиапассажиров и ответственности авиаперевозчика писали не однократно писали не однократно. Домодедовские юристы желают рассказать еще об одном деле, рассмотренном в суде г. Москвы данной категории.

Так, недавно столичный суд рассмотрел очень интересное дело, ответчиком в котором выступал крупнейший отечественный авиаперевозчик – компания «Аэрофлот». Истица (Тамара), приобрела путевку в Индию (пункт назначения – Дели) в качестве подарка на свой день рождения, авиабилеты на всю семью (расходы более 100 тысяч рублей), но рейс из Москвы был задержан. Было потеряно время запланированного заранее отдыха и тщательно спланированный праздник. Районный суд постановил, что задержка рейса – не вина перевозчика, авиакомпания не несет за данный деликт ответственности перед пассажирами. Зато признал право неудавшейся туристки на компенсацию за задержку при выдаче багажа и иные расходы в качестве защиты нарушенных прав авиапассажиров. 

Когда после задержки рейса же все-таки люди добрались до Дели, то в аэропорту вдруг обнаружилось, что багаж не всех пассажиров борта доставлен одновременно с ними, среди невезунчиков оказалась и Тамара с семьей. Выяснение отношений с представителем Аэрофлота заняло сутки. Багаж нашли.

Неприятный итог был очевиден – Тамара с родными опоздали на стыковочный рейс, были утрачены два забронированных отеля. Теперь они должны были оплатить свое путешествие снова с нуля.

На попытки Тамары решить спор в досудебном порядке (направления претензии) «Аэрофлот» никак не реагировал и только после поступления заявления в суд авиапассажирке было предложено в качестве компенсации 3000 рублей.
Тамару это не устраивало. В иске она попросила взыскать с «Аэрофлота» 130 тысяч рублей. В сумму иска вошла неустойка за нарушение сторонами (перевозчиком) своих обязанностей (цена приобретенных авиабилетов до Дели), моральный вред и штраф в порядке защиты прав потребителей (ЗЗПП).

Возражая против иска, представитель «Аэрофлота» указал, что задержка авиарейса была совершена не самой компанией, на причины они повлиять не могли, так как срочно было закрыто воздушное пространство над Пакистаном. Стыковка рейсов – проблема самого авиапассажира, там иной перевозчик.

Суд с доводами ответчика не согласился, стал устанавливать фактические обстоятельства, требующие доказывания.

Изучив положения типового договора перевозки (п.10) и Правила перевозки, установленные ПАО «Аэрофлот» (п.4.1), доступные для ознакомления каждому гражданину, суд пришел к выводу, что доставлять багаж «Аэрофлот» обязуется в разумные сроки, обязанность выполнять стыковочные рейсы в срок отсутствует. Поэтому суд в части возмещения расходов на приобретенные билеты Тамаре отказал.

Факт задержки доставки багажа ответчиком не отрицается. Опоздав на стыковочный рейс из-за невозможности в срок получить свой багаж, пассажирка потеряла забронированные отели. И это уже регулируется положениями ст.795 ГК РФ, где сказано, что в данном случае перевозчик должен уплатить пассажиру за задержку штраф, размер которого установлен транспортным уставом или кодексом. Исключениями указанная норма признает обстоятельства, не зависящие от самого перевозчика – аварийные поломки транспортного средства и т.п.

ЗЗПП в 39 статье защиту прав пассажиров относит к отдельным видам, условия которых определяются нормами отраслевого законодательства – Воздушным кодексом (ст.125). Именно там и прописано, что за задержку багажа перевозчик обязан уплатить пассажиру штраф в размере 25% МРОТ за каждый час опоздания доставки багажа. Предел штрафных выплат установлен в размере 50% стоимости провозки конкретного багажа. Поэтому «Аэрофлот» и предложил изначально Тамаре 3000 рублей. 

Статья-принцип 15 ГК РФ устанавливает право лица, которое считает свои права нарушенными требовать полной компенсации причиненных убытков, если закон или договор не содержит иных положений. Ввиду этого суд все же установил, что авиапассажир потерял стоимость билетов на стыковочный рейс, бронированных отелей и билетов на паром именно из-за задержки багажа в аэропорте Дели. Поэтому «Аэрофлот» обязали возместить ей их полную стоимость, неустойку (10 тыс.руб.) и моральный вред (5 тыс.руб.). Мосгорсуд решение обставил без изменения, что есть прецедент.

Адвокаты из Домодедово Миролевич А.В. и Сакмаров В.В. имеют обширную практику по категориям дел, указанным выше и будут рады быть полезными тем, кто обратился к ним за помощью.

Да, совсем забыл!! Обычно, адвокаты Домодедово публикуют и судебный акт, на основании которого и публикуется статья. Не будем забывать об этой нашей традиции и с радостью публикуем решением суда первой инстанции, которое в настоящее время вступило в силу, в связи с признанием его законным вышестоящим судом. reshenie_aviapassagir