Юристы Домодедово о защите Верховным судом граждан, пострадавших от мошенников при получении кредита по телефону
Сегодня Юристы Домодедово собираются затронуть животрепещущую тему, связанную с взятием кредита через смартфон.
Часто ли Вы сталкиваетесь с обманом и мошенничеством в своей жизни?
В наше время такие случаи на слуху, мошенники придумывают всё новые и новые способы взимания денег у россиян. В первую очередь, страдают от мошенников люди пожилые. Ведь ввести в заблуждение проще доверчивого человека проще, чем знающего. Вот недавно Высшая судебная инстанция рассматривала спор по данным обстоятельствам.
О данном деле юристы Домодедово постараются поведать своим читателям.
Итак, на рассмотрение в высшую судебную инстанцию по гражданским делам (ВС РФ) поступило дело о взыскании задолженности по кредитному договору, где истцом являлся банк. Также, в рамках данного судебного разбирательства были заявлены встречные требования от ответчика (клиент банка) о признании кредитного договора незаключенным. По словам ответчика, она не заключала данный договор, став жертвой мошенников. Банк же посчитал, что клиентка просто отказывается от исполнения обязательств по заключенному соглашению.
Гражданка рассказала в суде, что неизвестно кто от её имени связался с горячей линией кредитной организации, залез в её личный кабинет и успешно отключил уведомления о проделанных действиях от мобильного банка, а потом и вовсе привязал аккаунт на новый, не принадлежащий ей номер телефона, чтобы получить SMS с кодом-подтверждением. Все эти злодеяния были совершены с одной целью — заключить от имени нашей героини кредитный договор и забрать деньги.
Пострадавшая от рук мошенников, как и полагается законопослушному гражданину, сразу сообщила об этом в полицию. По данному инциденту у полиции было однозначное мнение: гражданка признана потерпевшей, возбуждено уголовное дело.
По словам потерпевшей, предложение о заключении кредитного договора ей не поступало, то есть она даже чисто теоретически не могла знать о получении кредита на её имя в тот момент.
Но беда не пришла одна… Следственные органы установили, что мошенник снял со счёта ещё и личные деньги пострадавшей, которые находились у неё на счете. Очень коварный, но ожидаемый ход от мошенника.
При проверке выяснилось, что согласно данным, предоставленным сотовым оператором, тот номер мобильного телефона сменил шесть владельцев и потерпевшей не принадлежал. Звонки же по данному номеру производились вообще из другой области России.
Суд первой инстанции заочным решением отклонил требования банка по первоначальному иску, а вот встречный иск клиентки удовлетворил. Но на данном этапе справедливость не восторжествовала, так как решение было пересмотрено и принято уже иное решение — иск банка удовлетворить, а клиентке этого банка – отказать.
Суд первой инстанции аргументировал своё решение тем, что не было установлено наличие нарушений со стороны кредитной организации при открытии счета, оформлении кредитного договора и списании всех денег со счета. При этом, суд посчитал, что раз документы и распоряжения поступили в банк от имени клиентки, а данные из SMS были корректны, то они правомерно исполнены кредитной организацией.
А отказал суд в удовлетворении встречного иска клиентки лишь потому, что следствие ещё не окончено и приговором суда виновность в этой афере не установлена и не подтверждена. Ведь, как определил суд, возбуждение уголовного дела в отношении неизвестного человека ещё не говорит о том, что клиент банка соблюдал все признаки разумности и осмотрительности.
Апелляционная и кассационная инстанции с этим решением согласились. Но Юристы Домодедово уверены, что в таких вопросах нужно идти до победного конца, ведь именно при таких спорных обстоятельствах и проявляется правовое государство с корректно работающими правоохранительными органами и судами.
Стоит отметить, что Юристы Домодедово всегда стоят на том, что права и интересы граждан необходимо защищать. А данную защиту необходимо обеспечивать с помощью закона. И вот, потерпевшая решила последовать данному принципу, чтобы добиться справедливости и доказать банкам и мошенникам, что данное действие будет иметь правовые последствия. Так, потерпевшая обратилась в Верховный Суд Российской Федерации.
Суд указал, что договор, который заключили с помощью мошенничества, является ничтожным. Также, высшая инстанция по гражданским делам отметила, что стороны сделки должны действовать добросовестно, а банку при дистанционном оформления кредита нужно соблюдать повышенные меры предосторожности.
А ведь в данном деле нижестоящие инстанции не усомнились в обстоятельствах оформления кредита – от имени потерпевшей и без её участия. В свою очередь, потерпевшая утверждала, что принадлежащий ей телефонный номер в момент заключения кредитного договора был заблокирован и согласно предоставленным сведениям от сотового оператора с него исходящих звонков на горячую линию не было.
Банк же, пояснил суду, что одноразовые пароли сгенерированы автоматически на новый номер клиентки, который был автоматически отобразился после отключения оповещений.
Было определено, что нижестоящие суды не обращали внимание и на то, что полиция помимо клиентки, признала и банк потерпевшим по уголовному делу вследствие кражи денег, но банк решил взыскивать деньги именно у обманутой клиентки.
Верховный Суд РФ посчитал, что указанные решения судов вынесены с существенными нарушениями, поэтому направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Юристы Домодедово уверены, что вышеизложенное решение ВС РФ является важным прорывом в сфере защиты прав граждан, которые пострадали от мошенничества и оно несомненно будет применяться нижестоящими судами при рассмотрении дел аналогичной категории.
Желающим ознакомится с судебным актом, юристы Домодедово любезно предоставляют соответствующую ссылку https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2269818