Банкротство и вопросы применения в данной процедуре срока давности при привлечении лиц к субсидиарной ответственности
Банкротство и вопросы применения срока давности при привлечении лиц к субсидиарной ответственности стали очередной темой, описанной юристами Домодедово.
Российский судебный арбитраж давно пытался систематизировать и обобщить практику по самым острым вопросам, возникающим при процедуре банкротства. К примеру, при определении срока давности по заявлениям о привлечении к субсидиарной ответственности органов, обязанных ранее контролировать организацию должника (далее – КДЛ), в российском правовом прикладном поле сформировалось сразу несколько подходов.
Прежде всего, необходимо точно установить точку отсчета для возникновения права подачи иска к КДЛ. У различных судебных инстанций есть несколько интересных мнений о действии законодательства о несостоятельности во времени.
Изначально все не кажется трудным: нужно только знать определение исковой давности и природу рассматриваемого института гражданского права. По общему правилу суды должны применять закон, действовавший на момент противоправных действий, совершенных КДЛ, а процессуальные нормы должны быть актуальны лишь на момент обращения в суд.
Источником такого многообразия подходов в российской судебной практике является сам процесс подачи заявления о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности – это два самостоятельных правомочия: заявление требования и удовлетворение его. Проще говоря, это материальное право плюс право исключительно процессуального толка.
Сложности в формировании однообразной практики применения исковой давности в исках о субсидиарной ответственности КДЛ обуславливались неоднократным изменением законодательства в области исковой давности.
В первой редакции закона «О несостоятельности» (2002 год) вообще отсутствовало писаное правило применения судами субсидиарной ответственности, поэтому суды просто по аналогии применяли общее правило и общий срок в три года из ст.196 ГК РФ.
И только в 2013 году были внесены изменения в закон: установлен сокращенный срок для исков о применении субсидиарной ответственности КДЛ – один год.
В 2017 законодатель осознал, что усеченный срок не позволяет в полной мере обеспечить равную защиту всех лиц в процедуре банкротства: недобросовестные КДЛ успешно уходили от ответственности, используя слишком маленький срок давности обращения в суд. Кто осведомлен, понимает, что в процессе банкротства один год – практически ничто. Поэтому срок давности снова был установлен 3 года. Данное правило начало действовать на все заявления, поданные после 1 января 2017 года соответственно.
Важно также понимать, когда возникает именно право на обращение в суд с заявлением о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности. Судебная практика также неоднократно трансформировалась вслед за изменяющимся законодательством.
С 2002 было распространено мнение судов, что право на подачу заявления о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности появляется с момента формирования конкурсной массы – окончания реализации имущества должника. Последовательно позиция ВАС РФ была расписана в постановлении Президиума ВАС по делу №А21-10191/2005.
Далее в 2013 году произошло полярное изменение мнений (ст.10 Закона О банкротстве), где момент стал более «расплывчатым» — в любой стадии конкурсного производства или внешнего управления. У суда отпала необходимость ждать завершения расчета с кредиторами должника. Заявление принимается, производство приостанавливается и рассматривается после определения итогового размера суммы ответственности.
В 2017 участники дела о банкротстве получили право подавать заявление о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности на любом этапе процедуры банкротства.
Как следует из вышесказанного, суды сформировали 4 подхода к определению точки отсчета исковой давности:
— применение закона на момент начала конкурсного производства;
— момент, когда заявитель узнал или должен был узнать о своих правах;
— применять закон на момент противоправных действий КДЛ;
— подавать заявление в течение 3 лет на любой стадии после 01.01.2017
С точки зрения юристов Домодедово, последний подход самый сбалансированный: в нем удачно сочетаются нормы материального (срок 3 года) и процессуального (любая стадия банкротства) права.