Юристы Домодедово о деятельности в сфере уголовного судопроизводства и присяжных заседателеях
Юристы Домодедово продолжают публикации своих интересных кейсов. В этом посте речь пойдет об уголовном преследовании. Мы редко обращаемся к теме уголовно судопроизводства не потому, что не занимаемся в данной сфере, отнюдь. Адвокаты Домодедово имеют положительный опыт работы по защите прав граждан и в сфере уголовного преследования. А причины, по которым мы не пишем о процессах кроются в том, что в этой области вопрос о правах граждан стоит наиболее остро, поскольку затрагиваются основные права и свободы, как потерпевших, таки и тех, кого приходится защищать (а таковые бывают убийцы и насильники), но в силу своих профессиональных обязанностей мы должны защищать всех, в отношении кого взяли обязательства по защите.
Некоторые спрашивают, как же вы защищаете убийц и насильников? Признаемся, морально бывает трудно, но в то же время, как врачи обязаны лечить всех людей, независимо от того, кто попал к ним на прием, так и адвокаты обязаны осуществлять защиту всеми законными способами, несмотря на то, кого они защищают.
Следует сказать, что и преступники бывают разными и то, что предъявляется им органами уголовного преследования не всегда бывает правдой. Зачастую, следствие, «завышает» квалификацию преступления. Это выражается в том, что например вместо преступления средней тяжести, вменяют обвиняемому тяжкое преступление. Зачем? А чтобы подстраховаться, когда в суд поступает дело по тяжкому преступлению, к нему и отношение совсем другое. Статистика тоже играет роль. Например окончили расследованием дело по убийству, хотя, фактически, там была необходимая оборона. Поставили себе галочку, окончили дело по тяжкой статье. А в случае признания , что убийство было в состоянии необходимой обороны никакой галочки бы не было. Отказали бы в возбуждении , либо прекратили дело и все. Выхода в суд нет, показателей нет, значит-плохо работает следователь.
Ну а если кто попал в орбиту уголовного производства-забудь надежду. Оправданий и прекращений дел по реабилитирующим основаниям у нас практически нет. Считается, что это показатель плохой работы оперов, следствия, прокурора , а они ошибаться не могут и должны работать всегда положительно, т.е без ошибок. И даже если и произошла ошибка, лицо не будет оправдано, а его признают виновным и назначат наказание, не связанное с лишением свободы, ну либо с минимальным наказанием. Применяется некий компромисс- ну не может же быть человек ни в чем ни виноват. У нас до сих пор сильны утверждения руководителя ЧК-Если вы на свободе, это не Ваша заслуга, а недоработки правоохранительных органов. Или, вспоминается Жеглов в известном фильме о месте встречи, когда он посадил невиновного доктора Груздева. Не будь такого как Шарапов (а в реальности таких очень, очень мало)- сидел бы Грузде по приговору в убийстве лет 10-12. Оказывать качественную защиту в настоящее время, равносильно борьбе с ветряными мельницами. Но у юристов г.о. Домодедово имеются положительные примеры.
Так, адвокаты из г. Домодедово участвовали в защите одного лица, которого обвиняли в умышленном причинении смерти, т.е. по ст. 105 ч. 1 УК РФ. Суть была такова. Бывший военный, не будем отрывать его истинное имя и фамилию, назовем его Сергей, проживал в небольшом поселке со своей семьей. Имел сына подростка. В поселке проживали люди разной категории, в том числе и наркоманы. Последние имели неприязненные отношения с сыном бывшего военного и в один вечер пришли к нему домой. Сына дома не было, один Сергей находился в квартире. Поздний вечер, громкий стук в дверь, похоже ногами. Он подходит, спрашивает, кто там? Отвечают- выходи давай и мат. Дверь хлипкая, несколько сильных ударов и замок не выдержит. Слышно, что в подъезде несколько человек. Сергей сказал, не стучите, сейчас выйду. Из боязни взял в руки нож , но, засунул его в рукав куртки, острием вверх. Только открыл дверь, вышел, спросил, что надо? Там стоят двое великовозрастных подростков, как потом оказалось по 20 лет. На вид пьяные. Спршивают, где сын?- Нет его. -Не верим, покажи. –Нет, не зайдете в мой дом. –Ах так, получай! И удар в лицо. В подъезде места мало, двое крепких парней наносят удары, отбивается как может. Нож так же в рукаве. При одном отбитии удара нож выскочил, но был пойман Сергеем и.. с целью защиты себя, при отбивании очередного удара в область лица и…. задевает ножом одного из нападавшего, удар попадает в печень, ранение не совместимое с жизнью. Нападавший скончался на месте.
Было возбуждено дело, Сергея задержали, а потом и арестовали, предъявили обвинение в совершении умышленного убийства. Несмотря на то, что защита в лице адвоката Миролевича А.В. представляла обоснованные доказательства об отсутствии инкриминируемого деяния по ст. 105 УК РФ. По этой статье дело и было предано суду. В суде прокурор активно пытался представить доказательства, что перед судом стоит отъявленный преступник, умышленно совершивший тяжкое преступление. НО доводы защиты были более убедительны. Ведь человек защищал себя, находился в состоянии необходимой обороны. К стати, в крови у умершего был обнаружены частицы наркотиков, да и характеризовался он не очень хорошо.
В итоге, все обстоятельства шли к тому, что сидит под стражей невиновный, он оборонялся не должен сидеть. Но, как говорилось выше, невиновных у нас не бывает. Освобождать с оправданием никто не собирался. Прокурор, поняв, что по сути процесс им проигран, изменил тактику и переквалифицировал деяния подзащитного на ст. 108 УК РФ, т.е. на убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны. Суду это и надо было. В итоге, Сергея все таки признали виновным, но не в умышленном убийстве, а в результате превышения необходимой обороны с назначением наказания, 1,6 года лишения свободы. К моменту оглашения приговора Сергей отсидел уже 1,5 месяцев. Через месяц был освобожден из под стражи. Жалобы в вышестоящий суд о том, что он не виновен и никакого превышения не было не привели к изменению приговора.
По сути, исходя из длительного опыта при защите граждан, можно констатировать, что произошла победа. В иных случаях, осудили бы по ст. 105 УК РФ, т.е за умышленное убийство и уехал бы в лагеря лет на 10. А тут, отсидел полтора года и вышел. Но все же, эти полтора года тоже не малый срок! Сколько нервов, здоровья и Сергея и его родных и близких было потеряно за это время. А ведь можно было изначально, следствию квалифицировать его деяния по ст. 108 УК РФ, данная статься не тяжкая, что позволяло находится на свободе до приговора, но… увы увы, тут и статистика пресловутая и мировоззрение Жеглова у судов и прокуроров……
Вот если бы данное дело было рассмотрено с участием присяжных, наверняка Сергей был бы оправдан, поэтому юристы из Домодедово приветствуют тот факт, что с c 01.06.2018 вступили в силу изменения в УПК РФ, которое отнесли рассмотрение такого преступления как убийство, т .е ст. 105 ч. 1 УК РФ к ведению присяжных заседателей.
К стати, в 2020 году Домодедовском городском суде уже состоялся оправдательный приговор судом присяжных одного лица, которое не без участия адвоката Домодедово Сакмарова В.В. настояло на том, чтобы его дело рассматривали присяжные. В итоге- несмотря на противодействие органов уголовного преследования, не желавших, чтобы дело было рассмотрено народным судом, присяжные после длительного рассмотрения вынесли оправдательный вердикт. Приговор пока не вступил в законную силу, поскольку обжалован прокурором. Адвокаты Домодедово наблюдают за судьбой данного дела.