Юристы и адвокаты Домодедово о возврате билетов на авиарейсы, которые отменили из за пандемии

05.04.2020 Выкл. Автор Вячеслав Сакмаров

Юристы и адвокаты из Домодедово хотели бы поделиться мнением  о возврате билетов на авиарейсы, которые отменили из за пандемиине. Мы не  сомневаемся, что в ближайшем кругу каждого из нас есть те, кто сейчас застрял за границей. Или те, кто собирался полететь в конце марта – апреле в страны развитого капитализма. Много и тех, кто собирался лететь по РФ.

Так что в этой ситуации будет не лишним разобрать и разъяснить право пассажира на отказ от перевозки.

Для начала стандартное юридическое занудство. Тарифы бывают возвратными и невозвратными. Каждый из данных видов имеет соответствующие подвиды. Например, невозвратные еще могут быть безбагажными и безжорными. Законодательство, регламентирующее, тарифы совершенствуется постоянно, и вполне возможно, скоро мы увидим невозвратные стоячие тарифы или штабельные: пассажиры на борту будут лежать штабелями и в этом случае загрузка воздушного судна будет близка к 100%.

Деньги за билеты, купленные по невозвратным тарифам, можно вернуть только в случае вынужденного отказа от перевозки.

Случаи, подпадающие под вынужденный отказ, перечислены в п. 227  Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82). https://m.favt.ru/dokumenty-federalnye-pravila/?id=2916.

Отказ, согласно этой указиловке, признается вынужденным в случае:

— отмены или задержки рейса, указанного в билете;

— изменения перевозчиком маршрута перевозки;

— выполнения рейса не по расписанию;

— несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

— несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;

— необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

— болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

-непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;

неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

До недавнего времени все жлобские потуги пассажиров сводились к поиску врача-волшебника, который рисовал справку о том, что на дату перевозки перелеты настрого запрещены из-за воспаления хитрости. Естественно, если справка наколдована правильно, то деньги обязаны вернуть. Очень неплохой вариант, кстати.

Но речь не об этих волшебниках. В настоящее время границы РФ закрыты для международного сообщения. Следовательно, рейсы отменяются перевозчиком и авиакомпания ОБЯЗАНА вернуть деньги за билет.

Вчера об этом напомнил Минтранс РФ в своем информационном письме.

Так что, если вы пока не ведете переписку с авиаперевозчиком по поводу возврата денег за отмененный рейс, советуем этим озадачиться.

Авиакомпании сейчас в сложном положении, как и все. Некоторые ввели компенсационный механизм возврата денег пассажирам вне зависимости от условий тарифа. Подробно о таких механизмах можно узнать на сайтах перевозчиков. Например, авиакомпания «Уральские авиалинии» предлагает возврат полной суммы за авиабилет бонусами на оформление будущих перелетов.

По мнению адвоката из г.о Домодедово Миролевича А.В. -практика, что этот механизм может быть реализован исключительно при добровольном согласии пассажира. Если от Вас будет заявление на возврат с несогласием на реализацию такого механизма, то перевозчик будет обязан ему подчиниться.

Теперь пару слов о внутренних перевозках. Лично среди знакомых адвокатов Домодедово есть те, кто не захотел рисковать своим здоровьем и не полетел к родственникам в другой регион. Представляется, что отказ от перевозки также может быть признан судом вынужденным. Во-первых, ситуация с пандемией – это форс-мажор в чистом виде и это признано в нормативных актах. Во-вторых, есть настоятельная и очень навязчивая рекомендация к самоизоляции. Это рекомендация также закреплена на законодательном уровне.

НО! Надо понимать, что в данном случае признать отказ вынужденным или нет – это право авиакомпании. Как писалось выше, перевозчики сейчас в плачевном состоянии и велика вероятность отказа в возврате провозной платы.

Юристы и адвокаты  из Домодедово делают  вывод: если вы написали отказ от перевозки по мотивам опасения за свое здоровье из-за пандемии (будь она неладна…), настоятельная рекомендация идти в суд. Решение по такому делу будет принимать человек, которому ситуация с самоизоляцией тоже знакома не понаслышке и сидит глубоко в печёнке, если еще не ниже.

К стати, Правительство 07.07.2020 утвердило постановление. его можно посмотреть по ссылке http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007070053, согласно которому авиакомпаниям разрешено возвращать несостоявшимся пассажирам рейсов вместо денег   ваучеры, на которые последние в последующем могут приобрести себе авиабилеты.

Однако, данная мера несомненно принята лишь в интересах авиакомпаний. Поскольку они теперь могут и злоупотреблять своими правами (и не скроем, так оно и происходит). Так, несмотря на то, что границы до сих пор (до 01.09.2020) со многими странами  не открыты, авиакомпании продолжают активно продавать авиабилеты. Ну а то, что границы не открыты ведь вина на авиакомпаний, а если что ваучерами отдадут. При этом, то, что через год авиабилеты подорожают и на ваучер можно будет купить только посещение туалета в аэропорту почему то никто не говорит…