Юристы Домодедово об обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 2019 №3
Уважаемые читатели, спешим сообщить и конечно же опубликовать правовую новость, которая несомненно будет интересна всем практикующим, и не только практикующим, юристам. Верховный Суд РФ опубликовал очередной обзор судебной практики №3 за 2019 (далее-Обзор) . Данный обзор состоит из 179 страниц, на которых даются примеры и вопросы, а также ответы по разрешению данных вопросов. Обзор представляет собой официальный документ в начале которого рассматриваются вопросы, рассмотренные Президиумом ВС, в основном они касаются уголовного права, как назначение наказания. Затем следуют вопросы по гражданскому праву, потом уголовного, административного права следом идет разрешение военных дел, т.е. дел, рассматриваемых военными судами и замыкает данный обзор ответы на вопросы, один из которых представляем на обозрение.
Был задан следующий вопрос о том, как при банкротстве возможно будет произвести отчуждение объектов социального жизнеобеспечения, т.е. водоснабжения и других коммунальных объектов?
Был получен ответ, согласно Закону о банкротстве все социальные объекты инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве).
Данное ограничение по использованию имущества объясняется конечно публичными интересами, поскольку они необходимы для сохранения данных объектов с целью удовлетворения общественных потребностей.
В силу подпунктов 4-1 и 4-2 статьи 132 Закона о банкротстве, гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, возникают после подписания данного соглашения.
Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй п. 4-2 ст. 132 Закона о Банкротстве).
Однако, согласно части 1 статьи 9 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее−Закон), отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Данный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому указанные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и должны возвращаться в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов.Лица, имеющие свой интерес, например арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 г. № 8-П).
Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Для тех, кто воочию желает осилить весь Обзор, с удовольствием публикуем его в полном объеме:
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019)