Защита прав пилотов продолжает оставаться приоритетом в деятельности адвокатов и юристов Домодедово

30.08.2019 Выкл. Автор Вячеслав Сакмаров

Защита прав пилотов продолжает оставаться приоритетом в деятельности адвокатов и юристов Домодедово. Ранее, мы писали об одном, имеющем  прецедентное значение деле http://advokatydomodedovo.ru/?p=1341. К сожалению, в рамках одной статьи технически не возможно описать все события, которые произошли по нему. Будем кратки, не боясь повториться.  Первоначально пилот оспорил решение Росавиации об аннулировании ему пилотского свидетельства, дающего право на осуществление пилотской деятельностью Суд первой инстанции сначала отказал ему. Не мудрено,  судиться с Росавиацией-сиречь-государством, очень трудно и мало перспективно. Однако, вышестоящий суд, т.е. Московский областной суд , отменил решение суда первой инстанции и принял иное решение- удовлетворил иск пилота и данное решение было одобрено надзорным органом Московского областного суда. Росавиация, наверняка, включив свои административные ресурсы, обжаловали решения Московского областного суда и добились в Верховном суде РФ их отмены. Дело было направлено для рассмотрения в апелляционную инстанцию Мособлсуда. Последний,  не долго думая, вернул дело в суд первой инстанции, т.е. в Домодедовский городской суд, где вся история и начиналась. Признаемся, юристы и адвокаты Домодедово Миролевич А.В. и Сакмаров В.В.  очень переживали за то, как же суд первой инстанции рассмотрит иск. Рады сообщить, что переживания были не напрасны. Эти переживания,  к стати, понудили и с мотивировали адвокатов более тщательно подойти к рассмотрению дела, тем более, что ранее, в суде первой инстанции они не участвовали в нем. В результате, суду были предоставлены обстоятельства, свидетельствующие о правомерности исковых требований, в связи с чем, Домодедовский городской суд постановил- удовлетворить исковые требования в полном объеме!! Жаль, что не принял решение о приведении его к немедленному исполнению.

Мотивы принятия решения  таковы.

 Пунктом 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 2 и 5 статьи 15 КАС РФ, при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

           В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно п. 10 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ возлагается на орган, организацию, лицо, наделённое государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

  При проверке законности оспариваемого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объёме.

          Предмет спора составляют общественные отношения, связанные с реализацией права граждан на получение свидетельства коммерческого пилота и, как следствие, с приобретением специального статуса лица, входящего в состав лётного экипажа гражданской авиации, объективные критерии которого установлены Воздушным кодексом Российской Федерации.

           В соответствии с п. 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов  авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

 Согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утверждённому приказом Минтранса России от 4 августа 2015 года № 240, пилот, внешний пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), лётчик-наблюдатель входят в состав лётного экипажа гражданской авиации.

 В силу п. 2 и 4 статьи 54 Воздушного кодекса РФ подготовка специалистов согласно Перечню специалистов   авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются Федеральными авиационными правилами.

Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение   специалистов   авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям авиационных правил, и порядок выдачи данного документа устанавливаются указанными уполномоченными органами. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 8 Воздушного кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 53 Воздушного кодекса РФ, к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

При этом, как следует из п. 1.1. вышеназванной статьи, правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в п. 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из этого исходят Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлёгкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлётной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 670 (далее — Правила № 670), говоря о том, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со статьёй 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Как видно из изложенного, Воздушный кодекс Российской Федерации, рассматривая профессиональную подготовку в качестве объективного критерия правового статуса лиц из числа лётного экипажа согласно Перечню (пилот, внешний пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), лётчик-наблюдатель), не раскрывает непосредственно содержание профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка как правовая категория, как объект правового регулирования, как образовательная функция урегулирована ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». Согласно этому закону она имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создаёт лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (статья 21).

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» термин «профессиональная подготовка» заменён иным термином «профессиональное обучение». Тождественность этих терминов признаётся административным ответчиком.

В силу п. 13 статьи 2 данного федерального закона профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций,

определённых видов трудовой, служебной деятельности, профессий.

Статья 73 данного федерального закона, определяя целевую направленность профессионального обучения, устанавливает, что оно направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, получение этими лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования (часть 1);

под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевшим профессии рабочего или должности служащего (часть 2);

под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учётом потребностей производства, вида профессиональной деятельности (часть 3);

под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности без повышения образовательного уровня (часть 4);

профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством в качестве структурных подразделений юридических лиц (часть 6);

продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8).

  По смыслу статей 1951, 1953 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции. Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Установленные другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

          Применительно к профессиональной деятельности лиц из числа лётного экипажа роль профессионального стандарта выполняют Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов гражданской авиации», утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 147 (далее по тексту ФАП-147), разработанные в соответствии со статьёй 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, со статьями 32, 33 й 37 Конвенции о международной гражданской авиации и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (Приложение 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу»).

Таким образом, исходя из предмета и характера спора надлежит применить приведённые выше положения во взаимосвязи с положениями статей 2, 10, 11,12, 13, 17, 54, 55, 60, 69, 70, 85 и 861 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которыми раскрывается юридическая природа профессионального образования, в том числе высшего профессионального образования, профессиональной подготовки (профессионального обучения), дополнительного профессионального образования, образовательных профессиональных программ, программ профессионального обучения, документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, а также определяются особенности реализации образовательных программ в области подготовки авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов.

Уяснение данных правовых вопросов имеет особое юридическое значение для правильного рассмотрения настоящего дела.

Из действующего законодательства вытекает, что освоение образовательной программы подтверждается тем или иным документом (об образовании, о квалификации, об обучении), выдаваемым лицам в зависимости от того, в рамках какой программы были получены лётные знания, навыки и умения; что реализация любой из образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала, членов экипажа судов должна обеспечить выполнение норм налёта часов и стажа работы на судне в объёме не менее, чем объём, требуемый международными договорами Российской Федерации.

         Исходя из положений пунктов 8 и 11  Постановления Правительства РФ от 06.08.2013 № 670,  для получения свидетельства пилота и внесения в него квалификационных отметок  в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее — представление) или заявление на выдачу свидетельства и внесения в него соответствующих квалификационных отметок кандидата на получение свидетельства.

           В соответствии с п. 14 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (утв. Приказом Минтранса России от 22.10.2014 № 298), результатом рассмотрения услуги по выдаче пилотского свидетельства является выдача свидетельства, отказ в выдаче свидетельства, выдача свидетельства взамен утраченного или пришедшего в негодность.

          29 декабря 2006 г. Саблину Е.В.  ВКК ФС ВТ России выдано свидетельство пилота коммерческой авиации Ш П № 006675, которое было аннулировано приказом Росавиации от 10.03.2016 № 128.

          Как следует из текста приказа, поводом аннулирования данного свидетельства послужило указание Саблиным Е.В. недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала (т.1, л.д. 112).

Однако в ходе судебного разбирательства судом было выяснено, что основанием для аннулирования данного свидетельства явилось отсутствие у Е.В. Саблина надлежащей профессиональной подготовки пилота коммерческой авиации. Указанное решение административным истцом не обжаловалось.

26.07.2016г. Е.В. Саблин вновь обратился в Росавиацию с заявлением о выдаче свидетельства пилота коммерческой авиации с квалификационной отметкой «самолёт многодвигательный сухопутный А-319/320/321.

 Решением Росавиации от 12.01.2017 № Исх-151/01 в выдаче свидетельства отказано по причине наличия в представленных документах сведений, указывающих на несоответствие кандидата требованиям пункта 1 статьи 52 и пункта 4 статьи 54 ВК РФ, предусматривающим  профессиональную подготовку специалистов авиационного персонала по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области` Гражданской авиации.

В силу п. 3 Правил № 670, свидетельства выдаются Росавиацией лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса РФ, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

В соответствии с п. 9 Правил № 670 в комплект документов, необходимых для получения свидетельства, входят:

  • представление (заявление на выдачу свидетельства);
  • копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства;
  • копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства;
  • копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства;
  • копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства;
  • копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к опыту обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению;
  • копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к состоянию здоровья обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению.

Как следует из п. 10 Правил № 670, документ, подтверждающий опыт кандидата на получение свидетельства, должен содержать сведения об опыте управления воздушным судном в полете (налете часов) и о тренировках на тренажерном устройстве имитации полета, допущенном к применению в целях подготовки членов летных экипажей гражданских воздушных судов, — для кандидатов на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции членов летного экипажа воздушного судна.

В соответствии п. 13 Правил № 670, запрещено требовать от кандидата на получение свидетельства предоставления документов и совершения действий, не предусмотренных настоящими Правилами.

В силу п. 4.1. ФАП-147, обладатель свидетельства коммерческого пилота должен:

а) быть старше 18 лет;

б) продемонстрировать знания в соответствующих областях;

в) продемонстрировать способность выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующего вида схемы и маневры, указанные в ФАП-147;

г) иметь действующее медицинское заключение первого класса.

В соответствии с п. 4.3 ФАП-147, обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна «самолет» должен иметь налет на самолете не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 часов налета на тренажере.

Пункты 2.13, 2.14 ФАП-147 устанавливают, что обучаемому лицу или владельцу свидетельства пилота засчитывается в налет полностью все время, в течение которого он выполнял полеты самостоятельно, с инструктором на самолете с двойным управлением и в качестве командира воздушного судна, второго пилота если воздушное судно может эксплуатироваться летным экипажем включающим второго пилота, засчитывается полностью в суммарном времени налета требующегося для получения первоначального свидетельства пилота или свидетельства пилота более высокого класса.

Аналогичные правила, предписывающие обязательность зачета полетного времени для целей получения пилотского свидетельства, устанавливаются п. 2.1.9.1 и п. 2.4.3.1.2. Приложения №1 к Конвенции о международной гражданской авиации и (далее по тексту – Приложение №1 ИКАО), ратифицированной РФ.

Также, исход из Приложения №1 ИКАО:

  1. Кандидат на получение свидетельства коммерческого пилота должен иметь налет 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета (п. 2.4.3.1. Приложение №1).
  2. Квалификация, необходимая для выдачи свидетельств авиационному персоналу, легче и быстрее всего приобретается теми кандидатами, которые под тщательным наблюдением проходят систематическое и непрерывное обучение на курсах подготовки по спланированной программе или учебному плану. В связи с этим предусмотрено некоторое снижение требований к опыту кандидата при выдаче определенных свидетельств и внесении квалификационных отметок, установленных в данных Стандартах и Рекомендуемой практике, в том случае, когда кандидат успешно закончил курс подготовки по утвержденной программе (п. 1.2.8 Приложения №1). При этом, под подготовкой по утвержденной программе понимается подготовка, осуществляемая под контролем и по специальной программе, утвержденной Договаривающимся государством (п. 1.1. Приложения №1).
  3. Подготовка по утвержденной программе обеспечивает уровень квалификации, по меньшей мере, равный тому уровню, который предусматривается минимальными требованиями, предъявляемыми к авиационному персоналу, не прошедшему такого курса подготовки (п.1.2.8.1. Приложения №1).
  4. Эксплуатационный опыт воздушных судов обеспечивается и оценивается пилотом-инструктором (п. 2.4.3.2 Приложения №1).

Исходя из Раздела «Действия договаривающихся государств» Приложения №1 ИКАО, договаривающаяся сторона обязана уведомить ИКАО о различиях, установленных по сравнению с данным документом внутренним законодательством.

Никаких уведомлений о различиях с Приложением №1 РФ не направляла. А значит установленные им правила полностью совпадают с нормами и положениями Российского права.

Как следует из приведенных положений, необходимые 200 часов полетного времени могли быть получены и вне утвержденной Росавиацией программы обучения, а также на территории другого государства. Записи об опыте летной эксплуатации воздушного судна (налете), члены летных экипажей ведут в установленном порядке в летных книжках (п 1.10 ФАП-147).

Документы, подтверждающие наличие вышеуказанных данных были представлены административным истцом административному ответчику с заявлением на выдачу свидетельства коммерческого пилота.

        В частности, были представлены:

  • Копия паспорта и заграничного паспорта;
  • Копия диплома ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» серии 107819 № 0013826 от 14.06.2016 по заочной форме обучения по направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация» с присвоением квалификации «бакалавр» по профилю «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов», из них часть образовательной программы в объеме 30 зачетных единиц освоена в Киевском международном университете гражданской авиации.
  • Копия диплома, которая подтверждает, что Саблин Е.В. окончил в 1997 году Киевский международный университет гражданской авиации по специальности «Техническая эксплуатация воздушных судов и авиадвигателей с присвоением квалификации инженера — механика (бортинженера). К данному диплому прилагалась справка Рособрнадзора от 07.07.2009 г. об эквивалетности на территории РФ полученного документа диплому о высшем профессиональном образовании с присуждением квалификации «Инженер» с соответствующим равенством прав при продолжении обучения.
  • Копия свидетельства о переподготовке на ВС АЗ18/319/320/321;
  • копия удостоверения КПК ЛС на Воздушное судно А-319/320/321;
  • копия протокола проверки знаний (тестирования);
  • справка, подтверждающая опыт и копии листов летных книжек;
  • справка, подтверждающая прохождение проверки навыков и акт проверки (копия);
  • копия акта проверки на тренажере (simulator check) и technical loq;
  • копия медицинского заключения;
  • копия сертификата тестирования по английскому языку IV уровень ICAO;
  • копия квитанции об оплате госпошлины.
  • задания на тренировку в качестве «КВС (командир воздушного судна) под наблюдением».
  • копия квитанции об оплате госпошлины.
  • Справка, подтверждающая опыт кандидата (т. 1, л.д. 30).

Исходя из представленного комплекта документов следует:

  • кандидат Саблин Е.В. имеет высшее образование, окончил СПб ГУ ГА в 2016 году. Освоил типы воздушных судов: Л-13, В-35, Ан-2, А-26, ТУ-154, А-320.
  • Срок действия заключения ВЛЭК годен до 05 мая 2017 уровень; владения английским языком IV уровень IСАО;
  • Саблиным Е.В. пройдена квалификационная проверка на ВС А-321 09.11.2015 г., оценка 5.
  • проверяющим сделан вывод о том, что Саблин Е.В. удовлетворяет требованиям, предъявляемым к обладателю свидетельства коммерческого пилота ГА РФ.
  • Саблин Е.В. подтвердил квалификационные отметки:
  1. Самолет многодвигательный сухопутный А-320;
  2. Второй пилот ВС;
  3. Допущен к полетам по приборам на ВС А-320. Подтвердил допуски: 1. К выполнению функций второго пилота ВС; 2. На выполнение полетов в условиях САТ II на посадку 30х300 RVR; на взлет 150 RVR (РNF);
  4. Подтвердил статус «КВС под наблюдением» на правом пилотском сиденье;
  5. К ведению радиотелефонной связи на английском языке.
  • Налет за период работы в качестве бортинженера с июля 1999 по ноябрь 2008 г. составил: на ЯК-4 — 16:25 (день), 7:01 (ночь); Ан-24 — 314:48 (день), 2:03 (ночь); ТУ -154 2665: 29 (день), 576:57 (ночь), всего 2 996 часов 42 минуты. Указанный налет при оценке обоснованности отказа в выдаче пилотского свидетельства судом не учитывается по причине того, что для целей выдачи свидетельства пилота может учитываться налет, полученный при выполнении полетов исключительно в качестве пилота. Одновременно суд учитывает, что на самолетах Саблин Е.В. имеет общий налет 3037 ч, из них ночью 449 ч, налет в качестве КВС — 158 ч, налет по приборам — 2 477 ч, налет по маршруту- 2 795 ч, налет в качестве КВС «под наблюдением» — 555/ночь 201 ч, тренажерная подготовка 90 ч.

Представленные административным истцом документы являются действительными, не фиктивными, их полнота, подлинность и достоверность административным ответчиком сомнению не подвергаются.  Доказательств того, что сведения являются заведомо ложными, поддельными, фиктивными либо иным образом искажёнными Саблиным Е.В. также не имеется.

Таким образом, предоставленные Саблиным Е.В. документы объективно подтверждают наличие у него профессиональной подготовки, требуемых теоретических знаний и практического опыта, дающих возможность получения свидетельства коммерческого пилота.

Суд приходит к выводу, что мнение Росавиации о предоставлении административным истцом недостоверных сведений и о несоответствии последнего требованиям пункта 1 статьи 52 и пункта 4 статьи 54 ВК РФ несостоятельны по следующим основаниям.

Разрешая вопрос о законности оспариваемого решения, суд, руководствуясь положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приходит к выводу о том, что диплом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» от 14 июня 2016 года по направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация» с присвоением квалификации «бакалавр» по направленности (профилю) образовательной            программы «Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов» является документом, свидетельствующим о профессиональной подготовке специалистов авиационного персонала по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации, независимо от формы обучения: дневной либо, как это данном случае, заочной.

Содержание же статей 52-56, 67 Воздушного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 670, Федеральных авиационных правил, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2008 года №147, позволяет сделать вывод, что свидетельство коммерческого пилота подтверждает квалификацию пилота на воздушном судне конкретного класса и типа по результатам дополнительной проверки. Это допуск к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна на воздушном судне конкретного класса и типа, к полётам на котором допущен пилот. В свидетельство могут вноситься и дополнительные квалификационные отметки: о праве выполнения ночных полётов, полётов по приборам, о праве работы только вторым пилотом, о праве работы пилотом-инструктором, владение английским языком. Свидетельство действует бессрочно, за исключением случаев, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство.

В соответствии со статьями 10, 12, 17, 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» высшее образование — бакалавриат в Российской Федерации признаётся федеральным законодателем как один из уровней профессионального образования и может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность как в очной, очно-заочной, так и заочной форме.

При этом применительно к подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов ограничений на заочную форму обучения при получении высшего профессионального образования законом не установлено.

 Статья 85 названного федерального закона, регламентирующая особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей в соответствии с международными требованиями, такого запрета не содержит.

Воздушном кодексе Российской Федерации такого рода нормы также отсутствуют.

 Федеральный государственный образовательный стандарт, корреспондируя законодательным установлениям, также не исключает подготовку специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей воздушных судов по заочной форме обучения.

 Часть 2 статьи 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», объясняет, как достигается соответствие обучения в вузах требованиям, установленным федеральными правилами, из текста которой буквально следует, что реализация образовательных программ высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов осуществляется в соответствии с федеральными образовательными стандартами, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В силу части 7 и 8 статьи 60 данного федерального закона диплом бакалавра выдаётся единого образца, независимо от формы обучения, является одновременно документом и об образовании, и о квалификации, а уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в дипломе, выдаваемом лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определённой профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

Из положений федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 161000 Аэронавигация (квалификация) (степень) «бакалавр») (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 793) следует, что нормативный срок, общая трудоёмкость освоения основных образовательных программ (240 зачетных единиц/1199час.) и соответствующая квалификация (знания, навыки, умения, навыки и компетенции, характеризующие подготовленность к выполнению определённого вида профессиональной деятельности) соответствуют требованиям Федеральных авиационных правил.

 Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) (часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом в соответствии с кодами формируемых профессиональных компетенций (ОК-8, 13, 14, 16, 21, 24, 28, 37, 38, 49, 51, 55, 58, 59, ПК — 1, 6, 10, 15, 66, 69, 75, 77, 83).

 Учебная и производственная практики, практические умения и навыки определяются ООП вуза согласно ОК — 4, 5, 13, 42, 43, 53, ПК-1, 3, 19, 23, 29- 37, 40-41.

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

 Итоговая государственная аттестация (включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен) осуществляется согласно кодам ОК-1-4, 8, 10, 25, 33, 38, 44, 53, ПК-1, 2, 19- 23,29-37, 40, 66-72.

 Таким образом, выпускник ВУЗа, обладая не только общекультурными, но и профессиональными компетенциями, в том числе готовностью обеспечивать и обслуживать полёты воздушных судов, готовностью осуществлять обслуживание воздушного движения, готовностью обеспечивать и обслуживать воздушные перевозки и авиационные работы, способностью обеспечивать безопасность полётов воздушных судов и авиационную безопасность, он готов решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и даже участвовать в проведении профессионального обучения авиационного персонала, в проведении тренировок авиационного персонала на тренажёрах, воздушных судах и автоматизированных системах обслуживания воздушного движения, а диплом бакалавра по направлению подготовки 161000 «Аэронавигация», подтверждая иной качественно высокий уровень подготовки, в сравнении с профессиональным обучением в порядке статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», презюмирует надлежащую профессиональную подготовку.

Из содержания статей 3, 11 12 и 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что федеральный государственный образовательный стандарт является государственной гарантией уровня и качества образования на основе единства требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, разрабатываемых и утверждаемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность по подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями.

Ответчиком не оспаривается, что Саблин Е.В. проходил обучение в СПбГУ ГА, на основании действующих федеральных образовательных стандартов.

При этом суд также учитывает следующие обстоятельства.

В силу статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законодатель различает профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии или должности рабочего, или служащего, и профессиональное обучение по программам профессиональной переподготовки лиц, уже имеющих профессию, в целях получения новой профессии с учётом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Ответчиком не оспаривается, что, окончив Киевский международный университет гражданской авиации по специальности «Техническая эксплуатация воздушных судов и авиадвигателей» с присвоением квалификации инженера-механика-бортинженера, Саблину Е.В.  было выдано свидетельство бортинженера. С указанного момента он относится к авиационному персоналу.

  В соответствии с приказами Федерального агентства воздушного транспорта от 11 сентября 2007 года № 226, от 26 октября 2009 года № 476 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации» было предписано проводить профессиональную переподготовку по утверждённым программам лиц из числа выпускников высших (средних) технических учебных заведений до уровня, соответствующего свидетельству пилота коммерческой авиации (самолёт).

Иными словами, Саблин Е.В. имел полное право пройти обучение по программам переподготовки с учётом потребностей работодателя, вида профессиональной деятельности, как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в указанной сфере, а также в учебных центрах, создаваемых в различных организационно-правовых формах юридических, или созданных в качестве структурных подразделений юридических лиц.

Как следует из ответа Санкт-Петербургского университета гражданской авиации (т. 1, л.д. 79-81), правилами приема на заочную форму обучения указанного учебного заведения установлено требование к поступающему на обучение о наличии у него свидетельства коммерческого (линейного) пилота гражданской авиации, а также работы на летных должностях в период обучение.

Статья 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а также Положении о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального  образования, утверждённом приказом от 25 марта 2003 года № 1154 (на момент рассмотрения настоящего дела приказ утратил силу), и в Положении о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утверждённом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 года № 1383 и вступившим в силу с 1 января 2016 года предусматривают право учебного заведения засчитать в качестве учебной и производственной практики профессиональную деятельность.

В связи с чем, предусмотренные для заочной формы обучения, в соответствии с ФГОС, производственные практики не являются учебно-лётными и такие обучающиеся проходят их непосредственно по месту своей профессиональной деятельности в лётных должностях (т. 1 л.д.79-81).

Таким образом, учитывая установленное в действующем законодательстве правило о зачете полетного времени, наличие пилотского свидетельства и осуществление трудовой деятельности на летных должностях обеспечивает идентичность подготовки, которую проходят обучающиеся на очной и заочной формах обучения.

Данное обстоятельство опровергает довод ответчика о том, что Саблин Е.В., обучаясь заочно, не проходил необходимой летной подготовки.

 Кроме того, при оценке доводов административного ответчика суд учитывает следующие обстоятельства.

Ответчик, в обоснование своих доводов, ссылается на отсутствие при обучении на заочной форме обучения первоначальной летной подготовки.

 Термин «первоначальная учебно-летная подготовка» не установлен законодательством Российской Федерации об образовании, Воздушным кодексом РФ, а также Федеральными авиационными правилами.

 Исходя из содержания п. 2.8 и п. 4.3б ФАП-147, для получения квалификационной отметки о типе воздушного судна    необходимо пройти лётную подготовку на самолетах с двойным управлением, под руководством пилота-инструктора и приобрести опыт эксплуатации воздушных судов на соответствующем типе воздушного судна и/или соответствующем пилотажном тренажере.

В соответствии с используемыми терминами в ФАП-147, под подготовкой по утвержденной программе понимается подготовка, осуществляемая в сертифицированном Росавиацией авиационном учебном центре под контролем и по специальной программе, утвержденной Федеральным агентством воздушного транспорта.

В соответствие с п.4 ст. 54 Воздушного кодекса РФ, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Во исполнение пункта 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ
от 02.10.2017 № 399 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (далее – ФАП № 399).

Вместе с тем, судом установлено, что на момент возникновения спорных правоотношений ФАП № 399 отсутствовал.

При этом суд учитывает, что программа подготовки пилотов коммерческой авиации, утверждённая распоряжением Росавиации от 2 августа 2006 года № АЮ-241-р, распространяя своё действие только на пять образовательных учреждений гражданской авиации, типовой программой не являлась. В справочно-правовых системам Типовая программа профессиональной подготовки, утвержденной Росавиацией на момент  спорных правоотношений отсутствует, административным  ответчиком доказательств наличия данной программы также не представлено.

Тем самым, основной образовательной программой, в рамках которой необходимо пройти первоначальную летную подготовку, является программа подготовки в авиационном учебном центре при освоении которой необходимо пройти теоретическую, тренажерную подготовку и летную подготовку, при прохождении которой получают первоначальные навыки пилотирования конкретного типа воздушного судна (применительно к административному истцу таких типов воздушных судов, как Л-13, В-35,  Ан-2, Ан-24/26, ТУ-154, A-318/319/320/321).

Более того, необходимо учитывать, что Саблин Е.В. прошёл курсы: в рамках повышения квалификации по программе курса переподготовки членов лётного экипажа на самолёт А-318/319/320/321 в АУЦ СПб ГУ ГА, в рамках переподготовки по Специальной программе подготовки кандидатов для переподготовки на другие (новые) типы воздушных судов, оснащённые дисплейной (цифровой) индикацией» (ФАП № 14 от 11 декабря 2006 года) в АУЦ СПб ГУ ГА, в рамках повышения квалификации в Частном профессиональном учреждении «Авиационная школа Аэрофлота» по программе «Поддержание квалификации лётного состава воздушных судов А-319/320/321.

Прохождение административным истцом подготовки в АУЦ на данные типы воздушных судов административным ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела. Факт того, что учебные организации, в которых Саблин Е.В. осваивал новые типы воздушных судов, имеют соответствующие сертификаты и лицензии, выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, Росавиацией под сомнение не ставится и не оспаривается.

Мнение  административного ответчика о том, что аннулирование   ранее выданного Саблину Е.В. ВКК ФС ВТ России от 29 декабря 2006 свидетельства пилота коммерческой авиации ШП №0066775  влечет за собой аннулирование  знаний и часов полета не состоятельно, поскольку действующим законодательством не предусмотрено аннулирование полученных теоретических и практический знаний, опыта  и часов налета пилота.

Учитывая, что трудовые отношения в авиации, так же как и в других сферах, построены на соглашении между работниками и работодателями о выполнении возложенных на работника трудовых функций, подчинении внутренним регламентам, трудовому распорядку, локально-нормативным правовым актам, трудовому договору, основанием для возникновения трудовых отношений между пилотами и авиационной компанией является трудовой договор; при приёме на работу пилот должен иметь указанное свидетельство, следовательно, при аннулировании свидетельства пилот лишается не знаний, часов налёта, практического опыта, а возможности в дальнейшем до получения нового свидетельства выполнять трудовые функции.

Иное в контексте рассматриваемого спора влекло бы невозможность учета полетного времени не только для целей выдачи пилотского свидетельства, но и для целей учета трудового стажа и последующего назначения пенсии. Данное обстоятельство автоматически влекло бы для административного истца нарушение, гарантированное ст. 31 Конституции РФ права на пенсионное обеспечение.

Исходя из изложенного, суд делает вывод о том, что аннулирование свидетельства не имеет юридического значения в качестве доказательства для разрешения настоящего дела.

Ссылка на обеспечение безопасности как основание для отказа в выдаче Саблину Е.В свидетельства коммерческого пилота, так и аннулирования свидетельства несостоятельна. В материалы дела представлена справка Росавиации (т.1 л.д 77), из которой следует, что за многолетнюю летную деятельность Саблина Е.В. в Управлении инспекции по безопасности полётов не зарегистрировано авиационных происшествий, инцидентов, происшедших в результате ошибок и недостатков в работе административного истца.

Таким образом, исходя из имеющихся доказательств по делу в их совокупности и системной связи, суд пришел к выводу, что  требования административного истца являются законными и подлежащими удовлетворению.

На решение Домодедовского городского суда была подана апелляционная жалоба, которая в настоящее время не рассмотрена.

Юристы Домодедово Миролевич А.В. И Сакмаров В.В. продолжают держать руку на пульсе событий спора  пилотов и Росавиацией и будут в дальнейшем информировать всех интересующихся данным вопросом.

 

Дело пилота Казакова verhnyj_sud_pilot